674. Организация межгоспитальных транспортировок больных и пострадавших в критическом состоянии

Принципы безопасной транспортировки:
- точная оценка состояния больного;
- максимально возможная стабилизация состояния больного до начала транспортировки;
- наличие медицинского персонала, имеющего соответствующую подготовку;
- наличие соответствующего автотранспорта;
- наличие необходимого лечебного оборудования и медикаментов;
- проведение необходимого мониторинга жизненно важных функций во время транспортировки;
- проведение необходимых лечебных мероприятий во время транспортировки;
- непосредственная передача больного (пострадавшего) врачу принимающей больницы;
- соблюдение правил перемещения и перекладывания больного;
- правильно оформление медицинской документации.

Существуют понятия, определяющие возможность транспортировки: транспортабельность, нетранспортабельность и нецелесообразность.

Транспортабельность - возможность, безопасность и целесообразность транспортировки больного.
Транспортабельность складывается из нескольких факторов:
- состояние пациента на момент решения о транспортировке;
- предполагаемые условия транспортировки;
- предполагаемое время транспортировки;
- риск транспортировки меньше, чем риск продолжения лечения на месте.
Критерии транспортабельности:
- стабильная гемодинамика (САД > 90 мм рт.ст., ЧСС < 120 в минуту);
- отсутствие гипоксии (сатурация кислорода более 92%);
- надежный наружный гемостаз;
- достаточная анальгезия и седация.

В случае транспортировки больного из стационара в стационар врачу необходимо ознакомиться с выпиской из стационара и направлением о переводе. В направлении из передающего стационара должно быть четко указано в какое отделение, какого стационара, на какую дату направлен больной, с каким должностным лицом принимающего стационара перевод согласован. Без письменного указания о согласовании перевода больного транспортировка больного не осуществляется.
Любого больного в тяжелом состоянии, которого врач должен транспортировать из стационара, надо принимать только у врача. Врач должен получить полную информацию о пациенте от врача передающего стационара. При этом необходимо выяснить:
- наличие на данный момент у больного жалоб на здоровье (если больной в сознании);
- диагноз и причину перевода больного;
- наличие указаний параметров жизненно важных функций больного в сопроводительных документах;
- наличие катетеров, дренажей, повязок, зажимов, жгутов, инфузионных систем;
- какие лекарственные препараты были введены больному непосредственно перед транспортировкой.
После этого врач должен сам провести минимально достаточный осмотр и определить жизненно важные показатели (АД, ЧСС, сатурация, при необходимости ЭКГ, температура тела, глюкометрия и др.), лично оценить тяжесть состояния пациента и уровень его сознания. На основании полученных данных врач должен лично принять решение о транспортабельности конкретного пациента силами конкретной бригады СМП.

Риск транспортировки - это риск возникновения осложнений во время транспортировки.
Степень риска транспортировки:
I (низкая) состояние больного удовлетворительное или средней степени тяжести - больной может быть транспортирован силами фельдшерской общепрофильной бригады СМП;
II (средняя) тяжелое состояние больного, ИВЛ с умеренными параметрами, гемодинамика стабильна без инотропной поддержки - больно может быть транспортирован силами врачебной общепрофильной бригады СМП;
III (высокая) состояние больного крайне тяжелое, ИВЛ с "жесткими" параметрами, инотропная поддержка с целью поддержания гемодинамики - больной может быть транспортирован силами бригады анестезиологии-реанимации СМП;
IV (крайне высокая) транспортировка выполняется по жизненным показаниям, риск продолжения лечения "на месте" превышает риск транспортировки - больной может быть транспортирован силами бригады анестезиологии-реанимации СМП.

После принятия решения о возможности транспортировки врач должен убедиться, что дренажи, повязки, зажимы, жгуты, катетеры закреплены должным образом, что флакон с раствором не оттягивает инфузионную систему и объем инфузионного раствора достаточен. Все предосторожности нужно усилить в момент перемещения пациента в салон машины СМП. Кроме того, всегда нужно помнить, что при перекладывании больного с кровати или каталки необходимо заблокировать их колеса.

Организацию транспортировки пациентов внутри медицинской организации при вызовах СМП должна контролировать главная медицинская сестра (главная акушерка или главный фельдшер) этой организации. Нередко при нехватке персонала в стационарах сотрудники СМП сами транспортируют пациентов из отделений в машину СМП. Как показывает практика, невнимательное отношение к этому вопросу может привести к тяжелым последствиям как для пациентов, так и для сотрудников СМП.

Перед началом транспортировки больного в критическом состоянии следует проинформировать принимающий стационар об ориентировочном времени прибытия. 
Во время транспортировки обеспечить постоянное, при необходимости мониторное, наблюдение за состоянием пациента и проведение необходимых лечебных мероприятий.
Необходимо помнить, что действующие нормативные документы требуют наличие фиксации пациента ремнями безопасности во время движения автомобиля СМП для снижения вероятности травм.
При окончании транспортировки в приемном отделении принимающего стационара больной и его сопроводительные документы должны быть переданы врачом СМП непосредственно дежурному врачу с обязательным контролем жизненно важных показателей и их указанием в сопроводительном листе.

Нетранспортабельность - это прогностически неблагоприятное состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступления смерти.
К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные в агональном состоянии (при условии исключения острых заболеваний и травм, которые непосредственно привели к развитию агонального состояния).
К относительно нетранспортабельным должны быть отнесены больные с судорожным синдромом, альвеолярным отеком легких, аритмическим кардиогенным шоком. Этим пациентам должно быть предварительно проведено соответствующее лечение в полном объеме, после чего можно повторно рассмотреть вопрос об их транспортабельности.
Важно понимать, что указанные критерии не распространяются на лиц, находящихся на улице, в общественном месте, на производстве, где нет возможности оказания экстренной помощи "на месте" и откуда они должны быть доставлены в соответствующие лечебные учреждения, независимо от тяжести их состояния. То же относится и к больным с терминальными состояниями, развившимися в машине СМП при транспортировке.

Нецелесообразность транспортировки - отсутствие положительного практического результата или безопасных условий для транспортировки больного.
Экстренная транспортировка нецелесообразна в следующих ситуациях:
- при развитии запредельной комы и переходе ее в вегетативное состояние;
- при наличии у больного хронических заболеваний с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах;
- при отсутствии условий для безопасной транспортировки с продолжением интенсивной терапии (например, непроходимость дорог, технические препятствия на пути транспортировки, неблагоприятные метеорологические условия и др.)