Неверно. Больного с навязчивыми идеями ипохондрического характера вообще не нужно убеждать в несостоятельности этих идей. Он сам обратится с просьбой к врачу помочь ему избавиться от мыслей о возможности заразиться инфекционной болезнью, заболеть раком и т.п. Эти мысли навязываются больному, нарушают строй его психической деятельности, хотя он и убежден в их нецелесообразности. В отличие от этого, больной Я. убежден в том, что он болен тяжелой болезнью, и пытается убедить в этом окружающих.
Сравните картину описания больного Я. со следующим клиническим случаем, где превалируют ипохондрические навязчивые идеи.
Больная Ш., 32 года, преподаватель музыки. По характеру впечатлительная, мнительная, капризная. Любит быть в центре внимания окружающих, в кругу друзей бывает веселой, считается "заводилой", но в семье раздражительна, неуживчива и ревнива. Заболевание началось вскоре после вторых родов, протекавших тяжело, с осложнениями. Уход за ребенком отнимал много сил. После ссоры с родственниками мужа расстроилась, плакала, с аффектацией говорила о своем нежелании жить. Одновременно возникла в уме мысль о том, что она больна раком. Ярко и образно представила у себя в животе опухоль, которая распространяется на внутренние органы, распадается, образуя язвы. Сама испугалась этих мыслей, попыталась отогнать их, но они продолжали навязчиво преследовать больную, вызывая тревогу и страх. Обратилась к врачу-терапевту, который не нашел каких-либо заболеваний внутренних органов. На некоторое время больная успокоилась, но вскоре мысль о возможности гибели в тяжелых мучениях возникла вновь. На приеме у врача-психиатра волнуется, плачет, просит помочь ей, жалуется на навязчивые мысли о тяжелом заболевании, о смерти. Понимает безосновательность своих опасений, но не может избавиться от них. Боится "сойти с ума", на всю жизнь остаться в психиатрической больнице.