Больной 15 лет. Низкого роста, телосложение диспластическое. Голова маленькая, со скошенным затылком, разрез глаз косой, нос короткий, с уплощенной переносицей. Мимика бедная, рот постоянно полуоткрыт. В отделении несколько вял, с больными общается мало, застенчив. Старается держаться поближе к врачу, к медсестре, ласкается к ним и сердится, когда они проявляют внимание к другим больным. Удается привлечь больного к выполнению несложных поручений (уборка помещения, раздача пищи). Но при этом сам он инициативы не проявляет, нуждается в постоянных указаниях, что и как сделать. В беседу вступает охотно. Речь односложная, словарный запас беден, многие слова произносит неправильно. Не умеет ни читать, ни писать, знает лишь отдельные буквы. Ниже приводится отрывок из записи беседы врача с больным Л.
- Как тебя зовут?
- Саша.
- Сколько тебе лет?
- Три...
- В каком городе ты живешь?
- На Казанке.
- Разве это город?
- Город...
- Какие города ты еще знаешь?
- Еще Ленинградский район...
- А как называется самый большой город в нашей стране, наша столица?
- (Больной молчит, не может ответить на вопрос).
- Скажи мне, для чего нужна эта вещь (врач показывает больному телефонный аппарат)?
- Брать трубку и говорить "Алло-алло!" - А для чего же все это делают?
- (Больной ответить не может). - Ты можешь объяснить, чем отличается корова от лошади?
- Корова с рогами, а лошадь с ушами.
(Менделевич В. Д. "Психиатрическая пропедевтика")
1. Приобретенное слабоумие (демениция)
2. Врожденное слабоумие (олигофрения)
1. Приобретенное слабоумие (демениция)
2. Врожденное слабоумие (олигофрения)